PDF  | Печать |
Жизнь на пенсии - Финансовое планирование жизни

Как получить максимальное государственное пенсионное обеспечение?

Государственные пенсии при государственном пенсионном обеспечении Для грамотного пенсионного планирования важно понимать, что собой представляет государственное пенсионное обеспечение и как получить максимальную государственную пенсию.

Из данного тренинга Вы узнаете:

  • какие виды государственного пенсионного обеспечения существуют;
  • на какой вид государственного пенсионного обеспечения я могу рассчитывать;
  • какое у меня будет государственное пенсионное обеспечение к планируемому сроку выхода на пенсию;
  • что я могу сделать, чтобы получить максимально возможное в рамках существующего пенсионного законодательства (с учетом перспектив его развития) государственное пенсионное обеспечение;
  • и, наконец, как обеспечить себя пенсией, достаточной для обретения финансовой независимости и счастливой жизни на пенсии к установленному Вами самими сроку.

В этом тренинге мы попытаемся найти с Вами ответы на эти вопросы.

Виды пенсионного обеспечения

Сложившаяся в последние годы в России довольно запутанная и малопонятная даже специалистам система пенсионного обеспечения включает:

  • государственное пенсионное обеспечение, регулируемое Законом о государственном пенсионном обеспечении (социаль­ные пенсии и пенсии государственным служащим) и Законом о трудовых пенсиях (в части, относящейся к базовому элементу трудовой пенсии);
  • обязательное пенсионное страхование (ОПС), регулируемое Законом о трудовых пенсиях (в части, относящейся к страховому и нако­пительному элементам пенсии);
  • негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), регу­лируемое Законом о негосударственных пенсионных фондах (Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

Темой данного тренинга будет только государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Вопросам негосударственного пенсионного обеспечения, его места в пенсионном планировании будет посвящен следующий тренинг.

Итак, государственное пенсионное обеспечение состоит из двух подсистем:

  • одна подсистема государственного пенсионного обеспечения - государственные пенсии для государс­твенных служащих (военнослужащих), членов их семей и для социально уязвимых категорий граждан, за которых пенсионные взносы не уплачиваются и финансовое обеспечение которых осу­ществляется за счет бюджетных средств;
  • другая подсистема государственного пенсионного обеспечения - трудовые пенсии для наемных и самозанятых работников, за которых уплачиваются пенси­онные взносы(ЕСН, страховые отчисления работодателя в пользу работника), а также членов их семей.

Государственные пенсии

Статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государс­твенном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливаются условия назначения следующих видов государственных пенсий, перечисленным ниже отдельным категориям граждан:

  • за выслугу лет – федеральным и государственным служащим (военнослужащим) (статьи 7 и 8) ;
  • по старости — лицам, пострадавшим от радиационных и техно­генных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС (статья 9);
  • по инвалидности — пострадавшим от тех же катастроф, а также ли­цам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны (статьи 8 и 9);
  • по случаю потери кормильца — нетрудоспособным членам се­мей «чернобыльцев» и военнослужащих (статьи 8 и 9);
  • социальные пенсии - нетрудоспособным гражданам, не получившим права на трудовую пенсию (детям-инвалидам, мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60 лет) (статья 10).

Справочно:

К федеральным и государственным служащим, имеющим право на государственную пенсию, относятся лица, замещающие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих в соответствии с Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

К военнослужащим, имеющим право на государственную пенсию, от­носятся лица, проходившие военную службу по призыву в качестве сол­дат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках (силовых ведомствах).

К числу участников Великой Отечественной войны, имеющим право на государственную пенсию, отнесены служив­шие в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав дейс­твующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, находившиеся на излечении в лечебных учреждениях вследс­твие военной травмы, и др.

В число граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, имеющих право на государственную пенсию, входят пострадавшие в результате катаст­рофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других катастроф. К другим катастрофам относятся: авария в 1957 году на производс­твенном объединении «Маяк» и сброс радиоактивных отходов в реку Теча, воздействие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Такие виды государственного пенсионного обеспечения как социальные пенсии, пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности, "чернобыльские" мы здесь рассматривать не будем. На данные виды пенсий мы по понятным причинам ориентироваться не будем.

Нас будут интересовать пенсионные перспективы, которые открываются нам, если мы свяжем свое будущее с государственной службой, с государственной пенсией.

В настоящее время в России количество рабочих мест и соответственно получателей государственной пенсии делится примерно поровну между:

  • федеральными и государственными служащими и
  • военнослужащими различных силовых ведомств.

По возможностям пенсионного обеспечения на первом месте, бесспорно, стоит федеральная служба, на втором месте - государственная служба (не путать с федеральной службой) и на третьем месте военная служба.

Рассмотрим перспективы пенсионного обеспечения этих трех категорий государственных служащих.

Пенсионное обеспечение федеральных служащих

Данная категория пенсионеров определена Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих".

Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего. При этом в базу для начисления пенсии входят все виды денежного вознаграждения (различные премии, классный чин и еще много чего другого).

Кроме этого федеральные государственные гражданские служащие, имеющие не менее 5 лет страхового стажа имеют право на одновременное получение и страховой части трудовой пенсии по старости.

Справочно:

Почти все депутаты Госдумы, отбывшие один срок, могут рассчитывать в старости на 75% депутатского оклада, равного зарплате министра. А «ветераны», продержавшиеся в Думе больше двух сроков, будут получать пенсию в 95% зарплаты избранника.

Пенсионное обеспечение государственных служащих

Пенсии за выслугу лет госслужащим не высшего ранга начисляются также при стаже менее 15 лет в размере от 45% до 75% среднемесячного заработка в зависимости от стажа.

До 2009 г. получавшаяся сумма ничем не была ограничена. Если чиновник со всеми доплатами получал, скажем, 100 тыс. руб. в месяц, то имел право на дополнительную пенсию в 75 тыс. Причем высокий официальный заработок в госструктуре не редкость ― например, средняя начисленная зарплата в администрации президента РФ сейчас составляет 80,6 тыс. руб.

А вот пенсию госслужащих не высшего ранга власти пытаются ограничить, чтобы окончательно не разорить Пенсионный фонд.

Для этой категории пенсионеров размер среднемесячного заработка, исходя из которого чиновникам начисляются пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В регионах применяются свои законы, определяющие заработок гражданских служащих субъектов РФ. И здесь границы вознаграждения за их «сложнейший» труд не знают пределов. Пенсия, начисленная бывшему мэру Москвы Лужкову Ю.М. больше, чем будет у Президента страны и Премьер-министра.

Необходимо также учитывать, что пенсионеры - государственные служащие помимо непосредственно пенсионного обеспечения получают весьма ощутимые социальные льготы (бесплатное медицинское обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, льготный на проезд и оплату ЖКХ).

Общая стоимость этих льгот сопоставима с размером пенсий. В частности компенсация за неиспользованное санаторно-курортное лечение составляет порядка 100 тыс. рублей в год, т.е. дополнительно более 8 тыс. рублей в месяц.

Получатели такой государственной пенсии в соответствии с Законом о государс­твенном пенсионном обеспечении (п. 3 ст. 3) имеют право на одновременное получение и трудовой пенсии.

Пенсионное обеспечение военнослужащих

В части пенсионного обеспечения военные пенсионеры в нашей стране находятся в самом незавидном положении. Самые низкие пенсии, даже по сравнению с трудовыми пенсиями, практически полное отсутствие каких-либо социальных льгот.

Справочно:

Минимальная пенсия в Москве, которую получает с 2011 года даже самый последний тунеядец, кое как набравший 5 лет "трудового" стажа, составляет 11000 рублей. В то время как пенсия военного пенсионера, полковника, отдавшего всю свою жизнь служению Родине, не превышает 7,5 - 8 тыс. рублей!!! И в 2012 году ситуация только ухудшится.

Трудовые пенсии

Самый "туманный" вид пенсий. Подавляющее число нынешних пенсионеров под­падает под действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. о трудовых пенсиях в Российской Федерации, которым предусмот­рены пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия является основным видом государственного пенсионно­го обеспечения: ее получают более 90% пенсионеров.

Право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Документом, подтверждающим факт страхования, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Право на государственную трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60-летнего возраста, и женщины, достигшие 55-летнего возраста, при продолжительности страхового стажа не менее 5 лет.

Право на государственную трудовую пенсию по инвалидности имеют инвалиды с продолжительностью страхового стажа не менее одного дня.

Право на государственную трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца (ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), состоявшие на его иждивении, при наличии у умершего не менее одного дня страхового стажа.

Таким образом, наличие страхового стажа выступает в качестве основания для возникновения права на получение трудовой пенсии.

Как уже неоднократно рассматривалось ранее, трудовая пенсия состоит из нескольких частей (базовой, входящей с 2010 года в состав страховой, страховой и накопительной). Они определяются по разным критериям и более того, их финансовые источники различны.

Действующий закон о трудовых пенсиях исключительно сложен для понимания начисления государственной пенсии не только гражданами, но и специалистами.

Его правовая конструкция малопонятна для застрахованных с практической позиции: от чего в первую очередь зависит размер их пенсии.

По Закону о трудовых пенсиях страховая часть пенсии будет зависеть от суммы фактически уплаченных взносов — так называемых накопленных пенсионных прав, и статистической (определяемой Правительством России) продолжительности жизни после выхода на пенсию.

Сформировавшаяся при нынешних правителях система пенсионного обеспечения принципиально отличается, причем явно не в лучшую сторону, от прежней пенсионной системы, что связано с поспешностью и некомпетентностью при ее законодательном формировании.

Слабо проработанные финансовые, правовые и организационные механизмы не позволят создать приемлемый потенциал новой системе пенсионного обеспечения ни в средне-, ни в долгосрочной перспективе (см. таблицу).

Динамика основных показателей системы пенсионного обеспечения (трудовых пенсий)*

Показатели

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

Численность наемных работников, млн. чел.

49,30

49,07

47,62

45,75

Численность получателей трудовой пенсии, млн. чел.

36,21

37,17

38,55

39,53

Соотношение численности получателей трудовой пенсии и наемных работников, раз.

0,73

0,76

0,81

0,86

Среднемесячная заработная плата (в фактических ценах), руб.

8545

17258

30346

51647

Базовый размер страховой части трудовой пенсии, руб.

973,0

1277,45

1477,97

1651,68

Средний размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб.

2325,0

3580,61

4886,35

5968,65

Прожиточный минимум пенсионера, руб.

2005

2980

3912

4959

Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе

27,2

20,7

16,1

11,6

Средний размер накопительной пенсии для пенсионеров ее получающих, руб.

-

-

29,52

33,08

* В.Д.Роик Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования

Какие выводы можно сделать по порспективам трудовых пенсий:

Будущая трудовая пенсия обесценивается по отношению к более быстрому росту заработной платы.

Нетрудно спрогнозировать, что при сохранении показанной в таблице тенденции пенсионные права в долгосрочном временном периоде могут обесцениться весьма существенно (в 2 и более раза) и прежде всего будут отставать от роста заработной платы, покупательная способность которой будет расти быстрее покупательной способности пенсий.

В России величина коэффициента замещения удручающе занижена для категорий со средними и высокими доходами - по крайней мере в 2-5 раз (см. рис.) и напротив, на на низких и даже на средних уровнях шкалы страхового дохода коэффициент замещения значительно превышает теоретический, который вытекает из логики и принципов обязательно социального страхования.

Пенсионная реформа не смогла реализовать важнейшие заявленные цели: повысить уровень пенсий и обеспечить тесную связь страховых платежей с размером пенсий.

Более того, специалисты оценивают дальнейшее ухудшение в этой сфере.

Цели пенсионной реформы 2002 года не только не будут достигнуты, их результаты окажутся для пенсионеров еще более несправедливыми, чем до реформы, уменьшится и социальная эффективность пенсионной системы в средней и долгосрочной перспективе.

государственные пенсии и пенсионное обеспечение

Как показывают расчеты (и видно из рисунка), государство в полном объеме не обеспечивает реализацию пенсионных прав  значительной  доли пенсионеров, заработная плата которых в период трудовой деятельности была выше средней заработной платы по стране.

Справочно.

Расчет страховых взносов (34%, в том числе 20% в ПФР) с 2011 года производится с доходов каждого сотрудника и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Указанные выше процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составляет 463 000 рублей (это около 38600 рублей в месяц) . В 2010 году он составлял 415 000 рублей.

Следовательно, ни о какой сопоставимой с зарплатой трудовой пенсии в рамках существующей системы пенсионного обеспечения речь не идет.

государственные пенсии и пенсионное обеспечениеДиапазон нереализуемых прав составляет 40-60% от тех объемов страховых сумм, которые были накоплены в течение трудового периода.

В дальнейшем положение с трудовыми пенсиями будет только ухудшаться.

Долгосрочной тенденцией в пенсионной системе России остается снижение коэффициента замещения трудовых пенсий, что свидетельствует о системном кризисе национальной пенсионной системы.

Для сравнения: стратегической установкой западных стран является ориентация на сохранение достигнутого уровня пенсий, что можно проиллюстрировать динамикой стабильно высокого коэффициента замещения на протяжении последних 50 лет и положительными перспективами в течение ближайших 25-30 лет.

государственные пенсии и пенсионное обеспечение

Следует обратить внимание еще на одну опасность для будущего пенсионера.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона об обязательном пенсионном страховании уплата страховых взносов возлагается на работодателя (страхователя), который обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда России и вести учет, связанный с начислением страховых взносов.

Если по каким-либо причинам он не выполнил эту норму закона, казалось бы, он и должен нести за это ответственность. В тоже время другая норма этого же Закона (ч. 2 п. 1 ст. 15) говорит, что застрахованный сам должен осуществлять контроль за перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд.

Уже сейчас многие граждане предпенсионного возраста обращаются в различные инстанции с вопросами о мерах воздействия на работодателей, не перечисляющих страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Однако государство и его властные структуры не могут найти эффективных рычагов воздействия на руководителей предприятий, которые не платят своевременно заработную плату либо не оформляют должным образом трудовые отношения с работниками.

При этом согласно п. 2 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании право на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Невыполнение работодателем этой нормы лишает гражданина права на пенсионное обеспечение либо ущемляет его права.

Выводы:

  1. На достойное пенсионное обеспечение Вы можете рассчитывать только если Вам удастся выйти на пенсию федерального или регионального чиновника. Коэффициент замещения 75% позволит на пенсии отказаться от работы.
  2. Ни трудовая, ни военная пенсии, при коэффициенте замещения 10-15%, не позволят воспользоваться "благами" заслуженного отдыха. Придется работать до "гробовой доски".
  3. Единственный выход - повышать свою пенсионную и финансовую грамотность и формировать свою не зависимую от государства пенсию. Как это можно реально осуществить будет рассмотрено в следующих тренингах.

Надеюсь Вы уяснили какое значение имеет для пенсионного планирования, для Вашей последующей жизни в пенсионном возрасте изначально правильный выбор Вашего жизненного пути. Потом исправлять будет очень сложно, а подчас и невозможно.

В последующих тренингах мы рассмотрим другие не менее важные аспекты правильного пенсионного планирования.

Следите за новыми выпусками. Надеюсь будет не менее полезная информация для правильной подготовки к Счастливой Жизни на Пенсии.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному планированию

ypensioner.ru

Что еще посмотреть по пенсионному планированию:


Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…
Почему мы становимся нищими и обрекаем на это своих детей?
Как инвестировать деньги: Основные мифы об инвестировании денег
Почему вкладывать деньги для пенсионных накоплений стоит за границей?
Финансовое планирование: инвестиции в недвижимость
Инвестиционное планирование: Основная ошибка начинающего инвестора
Портфельные инвестиции для начинающих инвесторов
Рекомендации по инвестированию для начинающих: инвестиции в золото?
Пенсионная и финансовая грамотность: А Зачем Мне Это Нужно?
Накопительное страхование жизни в финансовом планировании?
Драгметаллы: инвестиции или сбережения?
Как правильно выбирать банковский депозит (вклад) при инвестировании
Выбор банка для портфельных (пассивных) инвестиций
"Почему индексный ПИФ – основной финансовый инструмент инвестиционного портфеля пассивного инвестора?"
"Выбор ПИФов для портфельных (пассивных) инвестиций"
"Инвестиции в ПИФы и портфельные инвестиции?"
"Будущему и настоящему пенсионеру – накопление пенсии в ПИФах"
"Рейтинги надежности в инвестиционном планировании"
"Как не потерять свои деньги в инвестициях?"

Диверсификация и корреляция активов в портфельных инвестициях
Срок инвестирования как способ управления рыночным риском при инвестиционном планировании
Фондовые индексы в инвестиционном планировании
Не поздно ли задумываться о пенсионном планировании в предпенсионном возрасте?
Как переиграть инфляцию при инвестиционном планировании?
Как учитывать Доходность и Инфляцию при инвестиционном планировании?
Основы инвестиционного планирования
Финансовое планирование жизни
Планирование жизни vs. цель или смысл жизни?
Финансовое планирование жизни
Тренинги по пенсионному планированию
Как планировать уход на пенсию
Как получить максимальное государственное пенсионное обеспечение?
Когда начинать пенсионное планирование?
Надо ли заниматься пенсионным планированием?
Тренинги
Бросьте ненавистную работу, выйдите на пенсию и займитесь любимым делом
Пенсионное планирование: Как Получить Максимальную Пенсию?
Пенсия: отдых vs. выживание?
Что предпринять для Счастливой Жизни на Пенсии?

Государственное пенсионное обеспечение. Как получить максимальную государственную пенсию?

Комментарии
Добавить новый Поиск
+/-
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Веб-сайт:
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
Яндекс.Метрика